четверг, 29 декабря 2011 г.

Выход из кризиса


По наблюдениям аналитиков, отслеживающих ситуацию, сложившуюся в экономике Беларуси под вилянием мирового кризиса — предприниматели и топ-менеджмент белорусских предприятий растерялись и замерли. Белорусские бизнесмены ждут готовых решений, советов, помощи. Эта позиция дает возможность огромному числу консалтинговых компаний активно продавать программы и услуги манящие обещанием готовых ответов на вопросы «Как пережить кризис?», «Что делать дальше, чтобы не потерять свои позиции?».


 В итоге, ничего не получивший от такого рода бизнес-шоу, топ-менеджемент резко теряет и без того уже пошатнувшееся доверие к консалтингу. Но чего ожидают топы? Очевидно, что если эти советы и формулы так хороши, то почему их активно и широко продают в момент, когда они могут стать сильным конкурентным преимуществом? По принципу — если вы такие умные, то почему такие бедные?

Более прагматичные из нас понимают, что аналогов нынешней ситуации в мире еще не было, не с чем сравнивать, не на что ориентироваться — необходимо искать свой путь. Сказать легче чем сделать.

Поверьте в свою команду 

Кто лучше Вас знает Ваш бизнес? Кто лучше Ваших сотрудников знает Ваш продукт, ситуацию на рынке, клиентов? Ни один самый лучший в мире специалист «по решению проблем вашего бизнеса» при всех своих талантах не в состоянии так приблизиться и углубиться в ситуацию Вашей компании, как Ваши сотрудники.

Возможно, им не хватает навыков анализа и красноречия, уверенности в своих силах. Возможно, они не особо инициативны в новаторстве, не всегда видят смыслы, но очевидно — никто во всем сотрясаемом кризисом мире не знает Ваш бизнес так хорошо как они. Их опыт, их наблюдения — вот главный Ваш ресурс сегодня. Главное умело распорядиться им. Довретесь своим специалистам — иначе зачем Вы их держите и оплачиваете их услуги?

Создайте условия 

Следующий шаг — создать условия, в которых стало бы возможным использовать ресурс сотрудников. Существуют ли в Вашей компании возможности для взаимного обогащения сотрудников полезными наработками, наблюдениями или просто идеями? Чувствуют ли себя Ваши сотрудники ответственными за судьбу компании, давали ли им понять, что все в одной лодке? Всегда ли у Ваших сотрудников была возможность высказывать свои профессиональные мнения не боясь быть проигнорированными или осмеянными? Проводите ли Вы совещания с привлечением специалистов разного уровня, главной целью которых является поиск решения конкретных стоящих перед бизнесом задач? Кто принимает решения и кто несет за них ответственность? Как Вы стимулируете предпринимательскую активность Ваших сотрудников?

Если Вы никогда не задавались этими вопросами — пришло время это сделать. И принять меры для изменения ситуации.

На кого можно рассчитывать? 

Технологии управления персоналом не стоят на месте. Помните, раньше были лекторы и наставники, которые рассказывали как надо работать. Им не смену пришли бизнес-тренера, которые обучали технологиям и формировали навыки. И, наконец, следующий прорыв из обучения в развитие персонала — это модераторы, т.е. специалисты главной задачей которых является организация работы компании над решением собственных актуальных задач собственными ресурсами.

Рабочая группа, организованная модератором это не тренинг с готовыми ответами, это среда, в которой реализуется возможность для взаимного обогащения сотрудников полезными наработками, наблюдениями или просто идеями, можно безопасно предъявит свое профессиональное мнение и тут же проверить его на живучесть. Это среда, где каждый сотрудник понимает, что он часть команды и что ответственность за результат не только головная боль босса — но и каждого сотрудника.

 И главное — это несложная и реальная возможность лучшим знатокам вашего бизнеса найти и увидеть лучшие способы решения стоящих перед предприятием задач.

Вместе с этим участники незримо овладевают новыми моделями выработки решений (мозговой штурм, конструктивные формы группового обсуждения, методы анализа проблемных зон) и позитивными моделями поведения (навыки безэмоционального обсуждения проблем и конфликтных ситуаций, техника обратной связи, навыки конструктивной конфронтации и др.).

У такой групповой работы есть и еще один плюс — люди, дополняя друг друга, легче преодолевают инертность мышления, избавляются от «зашоренности» находят новые, порой даже самые невероятные решения, которые при обычном течении дел казались невозможными. Находясь как бы внутри проблемы, Вам и Вашим подчиненным, труднее объективно посмотреть на ситуацию, оценить собственные ресурсы для разрешения сложных вопросов. Кроме того, решение, принимаемое внутри коллектива, часто отражает интересы противостоящих сторон, и не оптимально для достижения общих целей. Именно потому, что цели у «участников» проблемы могут быть разными.

Директивами и инструкциями трудные задачи реально не решаются или решаются лишь формально. Люди остаются людьми. Поэтому специалист по вовлечению людей в процесс принятия решений может оказаться весьма кстати.

Итак, модерирование является самым современным и эффективным способом развития персонала. Модерирование рабочей группы — это целенаправленный процесс выработки управленческой командой идей и решений по определенной теме.

Процесс координируется модератором. Он не дает ответов на насущные вопросы, но он создает рабочее пространство, в котором менеджментом компании вырабатывается оптимальное решение.

Решаемые задачи:

Системный анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на ваш бизнес. Выработка или корректировка Видения и стратегических приоритетов. Создание новой идентификации компании (стратегическое самоопределение)... Наработка перечня идей, инициатив, инноваций, наконец, стратегий развития Разработка планов действий: выхода из кризисного состояния, реализации нового проекта и т.д.

Разрешение проблемных ситуаций и проблемных задач. (мастерская для нахождения консенсуса и оптимальных форм совместной работы коллективов, групп организации, синхронизации их действий в рамках единой цели).
 Разработка элементов корпоративной культуры, стандартов работы с клиентами и пр.

Косвенно:

Профилактика конфликтов, разрешение сложных ситуаций во внутренней коммуникации. Настройка управленческой системы координат, выработка принципов взаимодействия и критериев оценки.

Повышение мотивации, осознанности, ответственности и инициативности ключевых сотрудников компании.

Диагностика системы управления.


Тренировка техник совместной выработки решений и презентационные навыки.

Итак, я рассказал Вам о простом, оперативном и эффективном способе поиска своего пути по преодолению кризиса и дальнейшему развитию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий